Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и возрастного консультирования, заведующая лабораторией Психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности ВМБШ ЮУрГУ

Профессор кафедры психологии развития и возрастного консультирования (по совместительству с 2016 г.), заведующая лабораторией Психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности ВМБШ ЮУрГУ (основное место работы с 2016 г, в ЮУРГУ – с 1999 года). Директор «Института психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций» при УНИД ЮУрГУ. Член диссертационного совета по психологии, член редакционной коллегии Вестника ЮУрГУ «Психология», рекомендованного ВАК. Член Российского Психологического Общества, член Ассоциации Бизнес Психологов. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Образование и научная деятельность:

  • Закончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию в 1988 году в Психологическом институте Российской Академии Образования (Москва) по теме: «Индивидуализация и интеграция личности в совместной творческой деятельности» (научный руководитель А.В. Петровский).
  • Закончила докторантуру, защитила докторскую диссертацию в 2004 году в Психологическом институте Российской Академии Образования (Москва) по теме: «Психологическое воздействие современного символического киноискусства» (научный консультант В.А. Петровский).
  • В 2006 году прошла переподготовку по направлению «Инновационный бизнес» в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП, Москва).
  • Повышение квалификации: «Углубленная лингвистическая подготовка для публикаций в зарубежных изданиях» (2013), «Академическое письмо: построение научного текста в соответствии с международными требованиями» (2016).

Область научных интересов:

Исследования по тематике психологии творчества, психологии искусства, психологии массовых коммуникаций, социальной психологии развития одаренности, психологии инноваций и математической психологии включены в монографии и учебные пособия В.Г. Грязевой-Добшинской: «Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы» (Москва, 2004); «Экологическая психология творческой личности» (Челябинск-Москва, 2000); «Социальная психология творчества» (Челябинск, 2008); «Психологическая топология личности» (Челябинск, 2008), «Психология творчества и одаренности» (Челябинск, 2013): «Психология инновационного менеджмента организации» (Челябинск, 2013).

В.Г. Грязевой-Добшинской совместно с соавторами разрабатывается (в фундаментальном и прикладном аспектах) проблематика психологии инноваций, инновационного менеджмента, творческого и инновационного лидерства. Результаты исследований и технологических разработок, выполненных, в том числе, при поддержке грантов РГНФ (2007-2008, 2008-2009), представлены в сборниках научных трудов, коллективных монографии и учебном пособии: 1) Социальная психология творчества и инновационного менеджмента – 2009: сборник научных трудов. / Под ред. В.Г.Грязевой-Добшинской, В.А.Глуховой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 2) Грязева-Добшинская, В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства. // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 3) Грязева-Добшинская, В.Г. Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2010. 4) Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Лидерство в инновациях: моделирование ресурсов активности менеджеров: монография – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. 5) Ресурсы инновационного лидерства менеджеров: психологический инновационный аудит психология: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, В.А. Глухова и др.; под ред. В.Г. Грязевой-Добшинской, Ю.А. Дмитриевой. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. – 2016.

Преподаваемые дисциплины:

Бакалавриат: «Психология массовых коммуникаций», «Психология творчества и искусства»

Магистратура: «Психология инноваций»,  «Психология инновационного менеджмента организации», «Информационно-психологическая безопасность личности и организации в массовых коммуникациях», «Современные технологии психологического, организационного и инновационного консультирования»;

Аспирантура: «Актуальные проблемы социальной психологии», «Методология социально-психологического исследования»;

Для группы элитного образования ВМБШ: «Психология творческой и инновационной деятельности».

Авторские программы дополнительного образования: «Инновационное лидерство» (программа инновационного аудита и обучения для менеджеров); «Проективные методы психодиагностики» (программа обучения для психологов)

Авторские методики психологической диагностики:

ТРИТО (Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности), ПСП (Периодическое стимульное пространство), ПТЛ (Психологическая топология личности), РОССТЛ (Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями, совместно с В.А.Глуховой, А.С.Мальцевой, Н.Ю.Бакунчик)., ТЛВ (Типология личностного выбора, совместно с А.С.Мальцевой).

ПУБЛИКАЦИИ

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна – руководитель научных исследований по двум взаимосвязанным направлениям на стыке общей и социальной психологии – психологии творчества и психологии инноваций, благодаря чему сложилась научная школа «Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента». В русле этой научной школы преподавателями, аспирантами, магистрантами проводятся исследования: социально-психологических факторов развития творческой личности, творческого и инновационного лидерства, воздействия современного искусства на человека, разрабатываются проективные и психосемантические психодиагностические методики, а также программы психологического сопровождения инновационных проектов в образовании, бизнесе, искусстве.

Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской защищены кандидатские диссертации:

  • Маркина Н. В. «Соотношение ситуативных и надситуативных проявлений активности у одаренных учащихся»; 19.00.07 – Педагогическая психология. Москва, 2003 (соруководитель).
  • Глухова В. А.«Социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей»; Специальность: 19.00.05 – социальная психология. Саратов, 2010.
  • Наливайко Е. И.«Психологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности как ресурс социализации». Специальности: 19.00.05 – социальная психология, 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Ярославль, 2010.
  • Мальцева А. С.«Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий». Специальности: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, 19.00.05 – социальная психология. Челябинск, 2011.
  • Нохрина Н.А. «Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства». Специальности: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Москва, 2015.

Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской подготовлены к защите кандидатские диссертации:

  • Глухов П.С. Социально-психологические характеристики инновационного лидерства менеджеров. 19.00.05 – социальная психология.
  • Дмитриева Ю.А. Психологические ресурсы активности субъектов инновационной деятельности. 00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.
  • Коробова С.Ю. Социально-психологические факторы динамики переживания субъектов при воздействии культовых кинофильмов. 19.00.05 – социальная психология.

В русле научной школы «Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента» выполнены несколько грантов: 3 гранта Российского Государственного Научного Фонда (2005, 2007-2008, 2008-2009), 2 гранта Министерства Образования и Науки РФ (2002, 2003); 2 гранта Министерства Образования и Науки Челябинской Области (2005; 2006); 2 гранта Промышленной Группы «Метран» (2007), 3 гранта по программе 5-100 (2016-2017, 2017-2018).

Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской с 2005 г. в рамках ежегодной  научной конференции ЮУрГУ организуется  межвузовская секция «Психология творчества и инноваций»; в 2008 – 2010 гг организуются и проводятся секции «Социальная психология творчества» в рамках международных и всероссийских научных конференций (Челябинск, 2008, 2010, Пермь, 2010, Москва, 2010, 2015).

В 2005 году при УНИ ЮУрГУ В.Г. Грязевой–Добшинской создан Институт психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций (ИПТИАК) в целях концентрации научных исследований и внедрения научно-практических разработок. ИПТИАК осуществляет исследования по психологии творческой и инновационной деятельности, результаты которых включаются в прикладные разработки для психологического обеспечения инновационных проектов. Созданы и используется в организационном консультировании на промышленных предприятиях региона уникальные диагностические и обучающие программы для менеджеров «Инновационное лидерство», «Психология инновационного менеджмента».