Кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь кафедры психологии развития и возрастного консультирования.

Сертифицированный психолог-консультант, специалист в области индивидуального, возрастного и семейного консультирования, ведения терапевтических и обучающих групп. Действительный член Российского психологического общества и Челябинской областной общественной организации «Объединение профессиональных психологов». Уровень профессиональной квалификации отмечен сертификатом Европейской Федерации психологических ассоциаций (EFPA). Автор более 40 научных и научно-популярных публикаций.
Работает на кафедре с 2002 года.

Образование и научная деятельность:

  • 1996 – окончила музыкальный колледж им. П.И.Чайковского (г. Челябинск), специальность – фортепиано.
  • 2002 – окончила факультет психологии ЮУрГУ (г. Челябинск), специальность – психология, специализация – психология развития и возрастная психология.
  • С 2007 года – соискатель кафедры психологии развития ЮУрГУ.
  • 2010 – защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости»

Область научных интересов:

  • реализация системного подхода в психологии,
  • нормативные кризисы развития личности взрослого человека,
  • личностная зрелость,
  • музыкальная психология и психология восприятия искусства,
  • экологическая психология.

Практическая подготовка и повышение квалификации:

  • 2015-2017 – обучение по программе подготовки «Теория и практика семейного консультирования» (860 ч.), Институт интегративной семейной терапии (г.Москва).
  • 2016 — Информационное обеспечение профориентационной работы на кафедре вуза (72 ч.)
  • 2016 – Игровые технологии: разработка, реализация, оценка (72 ч.)
  • 2014 — Профилактика психологических травм и психология безопасности специалистов по энергосбережению, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций (72 ч.)
  • 2012 — Английский язык (80 ч.)
  • 2012 — Углубленная лингвистическая подготовка. Уровень Intermediate (100 ч.)
  • 2006 – обучение по программе «Психологическое и психотерапевтическое консультирование» (72 часа), Институт психотерапии и консультирования «Гармония» (г. Санкт-Петербург).
  • 2004 – 2005 – обучение по программе «Системные и структурные расстановки» (метод краткосрочной семейной терапии по Б.Хеллингеру) (120 часов), Институт интегративной семейной терапии (г.Москва).
  • 2003–2004 – обучение по «Программе подготовки в области психологического консультирования и основ психотерапии» (472 часа), Институт психотерапии и консультирования «Гармония» (г. Санкт-Петербург).

Разработчик ряда авторских программ:

  • 2007 – 2017 – программы повышения квалификации для психологов (в соавторстве с Е.Л. Солдатовой и Е.В.Гудковой): «Базовые навыки психологического консультирования», «Психологическое консультирование: основные инструменты работы психолога-консультанта», «Логика и трудности консультативного процесса», «Психологическое консультирование: логика и динамика консультативных отношений», «Психологическое сопровождение сотрудников в состоянии диффузного кризиса» (в соавторстве с Е.Л. Солдатовой и Е.В.Гудковой);
  • 2016 – настольная психологическая игра «ЦЕСЛА» (в соавторстве с Ю.В. Всемирновой)
  • 2016 – программа для родителей «Как рисовать с детьми» (в соавторстве с Ю.В. Всемирновой)
  • 2015 – программа личностного развития «Моя жизнь – миссия выполнима!» (в соавторстве с Ю.В. Всемирновой)
    – тренинг «Навыки разрешения конфликтов» (в рамках проекта «Организация системы наставничества на предприятии» совместно с ООО «Школа роста», г. Челябинск).
  • 2003 год – программа для учащихся и преподавателей музыкальных школ «Психологическая подготовка к выступлению на сцене», развивающая программа для подростков «Школа самопознания», просветительская программа для подростков «Моя счастливая семья»  — победитель Всероссийского конкурса коррекционных, развивающих, профилактических программ (в соавторстве с Н.В.Бобро, А.Лапшиной, М.Саенко)
  • 2002 год – обучающая программа по перинатальной психологии «Психологическое сопровождение беременности и раннего развития» (в соавторстве с О.О.Кашиной и Н.В.Бобро).

Читаемые дисциплины:

  • Психология развития и возрастная психология
  •  Методология и методы социально-психологического исследования;
  • Возрастно-психологическое консультирование;
  • Спецпрактикум по психологическому консультированию;
  • Семейное консультирование;
  • Психология морального развития и нравственной зрелости личности;
  • Методы профилактики семейных трудностей и семейное консультирование и др.

Основные публикации:

  1. Шляпникова И.А. Проблема диагностики личностной зрелости взрослого человека / И.А. Шляпникова // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса. Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике. – 2015. – С. 219-225.
  2. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – Т. 8. – № 1. – С. 29-33.
  3. Шляпникова И.А. Диагностические критерии личностной зрелости взрослого человека / И.А. Шляпникова //Наука ЮУрГУ. Материалы 67-й научной конференции. – 2015. –  С. 1318-1323.
  4. Шляпникова И.А. Структурные особенности личностной зрелости взрослого человека / И.А. Шляпникова // Наука ЮУрГУ. Материалы 66-й научной конференции. – 2014. – С. 1558-1565.
  5. Soldatova, E.L., Shlyapnikova, I.A. EGO-IDENTITY IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY MATURITY / L. Soldatova, I.A. Shlyapnikova // Procedia — Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Т. 86. – С. 283-288.
  6. Солдатова Е.Л. Опыт организации работы по преодолению психологических последствий падения метеорита /Е.Л. Солдатова, И.А.Шляпникова, Е.В.Гудкова // Наука. Южно-Уральский государственный университет. Материалы 65-ой Научной конференции. – – С. 58-61.

Совместные публикации со студентами:

  1. Шляпникова И.А., Сихаджак Л.В. Психологические аспекты формирования пациента к врачу на стоматологическом приеме / И.А.Шляпникова, Л.В.Сихаджак // Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научное творчество XXI века» (14-15 ноября, Красноярск, Российская Федерация), 2017.
  2. Шляпникова, И.А., Тимощенко, А.С. Определение уровня удовлетворенности трудом работников электросетевой организации / И.А.Шляпникова, А.С.Тимощенко // Инновации в науке. Научный журнал – № 9 (70). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 72 с.
  3. Шляпникова, И.А., Овчинников, Н.А. Особенности проживания нормативного кризиса середины жизни сотрудниками уголовно-исполнительной системы / И.А.Шляпникова, Н.А.Овчинников // Наука ЮУрГУ. Материалы 68-й научной конференции. Шляпникова И.А., Овчинников Н.А. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет. – – С. 964-972.
  4. Федяков, Д.И., Шляпникова, И.А. Тренинг как метод гармонизации ценностной сферы личности / Д.И.Федяков, И.А.Шляпникова // Молодой исследователь. Материалы 2-й научной выставки-конференции научно-технических и творческих работ студентов. – – С. 317-320.

Выпускные квалификационные работы, защищенные под руководством И.А.Шляпниковой:

  • Бикжанов Р.М. Эмоциональное выгорание у менеджеров по продажам и руководителей начального уровня (магистерская диссертация, 2018)
  • Сихаджак Л.В. Психологические аспекты формирования доверия пациента к врачу на стоматологическом приеме (магистерская диссертация, 2017)
  • Молчанова Ю.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов техникума (магистерская диссертация, 2017)
  • Истомина Ю.В. Экологическое сознание и структура ценностных ориентаций личности в период ранней взрослости (магистерская диссертация, 2017)
  • Киколенко К.В. Особенности экологического сознания в юношеском возрасте (дипломная работа, 2017)
  • Перевозчикова О.Ю. Особенности экологического сознания в младшем подростковом возрасте (магистерская диссертация, 2016)
  • Кожемякин В.В. Изучение профессионально важных качеств руководителя с целью формирования управленческого резерва (дипломная работа, 2016)
  • Устинова Л.А. Развивающая среда как условие развития речи в дошкольном возрасте (дипломная работа, 2016)
  • Овчинников Н.А. Особенности нормативных кризисов развития личности у представителей силовых структур (магистерская диссертация, 2015)
  • Тимощенко А.С. Уровень профессионального стресса и удовлетворенность трудом (магистерская диссертация, 2015)
  • Перминов С.А. Личностные особенности и копинг-стратегии у менеджеров по продажам (дипломная работа, 2015)
  • Федяков Д.И. Гармонизация ценностной сферы личности посредством тренинга (дипломная работа, 2015)
  • Деменьшин В.Н. Экологическое сознание личности: структура и возрастная динамика (дипломная работа, 2014)

Публикации:

  1. СВЯЗЬ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
    Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А.
    Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8.№ 1. С. 29-33.
    Читать статью 
  2. ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
    Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А.
    Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010.№ 27 (203). С. 66-74.
    Читать статью 
  3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СИМПТОМОВ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА ВЗРОСЛОСТИ
    Шляпникова И.А.
    Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009.№ 4. С. 185-192.
    Читать статью 
  4. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
    Шляпникова И.А.
    Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009.№ 11.2. С. 232-244.
    Читать статью 
  5. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
    Шляпникова И.А.
    Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009.№ 5 (138). С. 87-96.
    Читать статью