17 мая 2017 года ИЦАЭ порадовал очередным феерическим ток-шоу «Разберем на атомы». В центре внимания – ТРАНСФОРМАЦИЯ – одна из фундаментальных категорий миропонимания. Не зря поговорить на эту сложнейшую тему пригласили физика, режиссера и психолога.

Вот что об этом рассказала Елена Леонидовна Солдатова, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии ЮУрГУ.

1. Что такое трансформация и как она понимается в психологии?

Трансформация, в переводе с латинского, означает переход в новую форму.

Трансформации в психологии изучаются повсеместно: от поведения до сознания. Психология — без преувеличения – наука о трансформациях психики. Предмет психологии — психические процессы, состояния и свойства, психические законы и механизмы психической деятельности – явления изменчивые, текучие по своей сути, и, вместе с тем, обеспечивающие постоянство человека как личности, его адаптацию к условиям постоянно меняющейся среды.

Вот лишь некоторые из них:

  • Изменения мышления, сознания, мотивации, мировоззрения, веры (как высшей ценности) непрерывно происходят в антропогенезе.
  • Развитие психики от первичных процессов ощущения и восприятия – к абстрактному мышлению лежит в основе трансформации интеллекта в онтогенензе.
  • Изменения, связанные с аномалиями (психическими и соматическими) – в дизонтогенезе
  • Трансформации личности в процессе проживания кризисов – нормативных и ситуативных.

Афоризмы – мудрость в артефактах свидетельствуют о важности для человека вопроса об изменениях.

В двадцать лет над человеком властвуют желания, в тридцать — разум, в сорок — рассудок. (Бенджамин Франклин).

В молодости охотно видишь чужие земли, в старости ещё охотнее свои собственные. (Моисей Сафир)

То, чего страстно хотелось в юности, в зрелом возрасте утрачивает не своё содержание, а свои прежние формы. (Автор Вильгельм Фишер)

2. Все в психике подвержено трансформациям. Почему? 

Изменения происходят в трех реальностях: Я – МИР – Я в МИРЕ.

Я изменяется в силу естественных психофизиологических процессов роста и созревания, а также под влиянием социального окружения и сложной системы отношений, в которые мы включены с момента нашего рождения. Любые изменения, происходящие в Мире, неизбежно заставляют нас приспосабливаться к меняющимся условиям, запуская процессы адаптации.

Человек всегда активен в отношениях «Я – Мир». Мы можем переживать одинаковые события, но реагировать на них каждый будет по-разному. Отвечая на вызовы окружающего мира изменяем его, при этом, меняемся сами.

3. Существует поговорка «Хочешь изменить мир – измени себя!». Но при этом психологи говорят: «Изменяя себя не изменяй себе». Как это возможно?

Казалось бы – парадокс: чтобы меняться надо иметь что-то неизменное.

Трансформации позитивны, если не затрагивают нечто важное, центральное в личности. Разные психологические школы называют это по-разному: центр сознания, ядро личности, Я, ЭГО. Это центр, который является отправной точкой, метапоцизией, из которой мы воспринимаем мир и себя и все изменения. Это системообразующий элемент личности, который отвечает за доверие себе и миру, за ее целостность.

Эго формируется в подростковом возрасте, когда сформировано абстрактное мышление и возникает рефлексия – возможность посмотреть на себя «со стороны». Это важнейшее приобретение подросткового кризиса, которое открывает нам путь к зрелой личности.

Наибольшим резким изменениям мы подвержены в кризисах, переломных моментах, когда изменения внешние (например, в поведении) не позволяют человеку быть эффективным, справляться с встающими перед ним задачами.

Например, при переходе от юности к взрослости необходимо «подстраиваться» под новые задачи – ожидания социума. Значит, надо найти в себе что-то новое. Это новое – ценности и новые цели.

Если человек проходит каждый предыдущий кризис нормативно, решив задачи возраста, значит он сохраняет целостность личности и адаптируется к изменениям. Если его ресурсов недостаточно, то происходит регресс или «застревание» на предыдущем этапе развития. Это приводит к разного рода негативным последствиям: формированию деформаций в структуре личности, склонности к патологическим (например, созависимым) отношениям с близкими, соматизации нерешаемых внутриличностных конфликтов. А значит, нужно искать помощь у психолога.

  1. Ваша лекция вызвала живой отклик у аудитории. Какие вопросы показались Вам наиболее интересными?

Например, о множественных личностях как трансформации. Очень полезный вопрос.

Важно понимать, что множественные личности или расщепление личности – это расстройство, возникающее в результате тяжелой травмы в раннем детстве, патология, связанная с потерей идентичности. Человек с таким нарушением не может быть адекватен и последователен в поведении, его самовосприятие – не целостно. Такая трансформация относится к области психиатрии.

Не стоит путать это понятие с субличностями.

Субличности – метафора, которую используют в психологии, это «части» или роли, которые помогают человеку справляться с некоторыми трудностями. Например, в строгой учительнице «живет» маленькая озорная девочка, которая может позволить себе пошалить в кругу близких, сняв напряжение от ответственной профессиональной роли. Специальная работа с субличностями с опытным психологом предполагает распознавание этих частей, принятие их и интеграцию. Такая трансформация в результате принятия своих непривычных, иногда отвергаемых субличностей – позитивна, поскольку обогащает опыт и принятие себя.

  1. Ваши впечатления от встречи.

Очень интересный проект и весьма полезный.

Полезен с точки зрения популяризации научных знаний; расширения кругозора молодых людей – школьников, студентов; предоставление возможности знакомства с интересными людьми. Пространство для обсуждений, дискуссий и самовыражения – того, что так необходимо мотивированным на познание и самопознание, на самоопределение неравнодушным людям.