Доцент, кандидат педагогических наук

На практических занятиях по читаемым дисциплинам успешно использует разнообразные методы и формы активного обучения с целью личностного развития и профессионального становления студентов-психологов. Преподавательскую и научно-методическую деятельность успешно сочетает с практической деятельностью. Занимается психологическим консультированием по проблемам оптимизации детско-родительских отношений, взаимоотношений педагогов с детьми, проводит тренинги-семинары для родителей и педагогов по вопросам  сотрудничества с детьми.

За годы работы всего опубликовано 62 работы, из них: научных публикаций  – 48, учебных пособий – 7, методических пособий – 7.

Имеет награды:

  • Почетная грамота – Ректор ЮУрГУ (2006 г.); Почетная грамота Администрации г. Челябинска (2010 г.);
  • Благодарность Главы г. Челябинска (Председателя городской Думы, 2013 г.);
  • Благодарность за привлечение студентов к научно-исследовательской работе, активное участие в проведении Выставки научно-технического творчества студентов ЮУрГУ – Ректор ЮУрГУ (2014);
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2016 г.).

Работает на кафедре  с 1999 г. года.

Образование и научная деятельность:

Саратовский государственный университет по специальности «Психология» с присвоением квалификации: «Психолог. Преподаватель психологии»

Повышение квалификации:

  • Институт психотерапии и консультирования «Гармония»: Программа подготовки в области психологического консультирования и основ психотерапии (интегративный подход в рамках гуманистического и экзистенциального направления), 472 ч.; 2003 г.
  • ЮУрГУ, «Коммуникативная компетентность преподавателя вуза. Современная академическая риторика. Конфликтология», 72 ч.

Область научных интересов: связь  детско-родительских отношений с особенностями психического развития детей; семейные отношения.

Читаемые дисциплины:

  • Методика организации и проведения социально-психологического тренинга и психологического консультирования
  • Теория и методология социально-психологического тренинга
  • Методы профилактики семейных трудностей и семейное консультирование
  • Спецпрактикум по психологическому консультированию.

Авторские программы:

  • Тренинговые программы: «Эффективный родитель»; «Личностно — ориентированное взаимодействие педагогов с детьми»

Основные публикации:

  1. Захарова Г.И. Обучение личностно-ориентированным технологиям педагогического общения как профилактика эмоционального выгорания // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/гл. ред.–И.О. Логинова.  – Красноярск: Версо, 2012. – 460 с.
  2. Захарова Г.И. О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста// Вестник Южно-Уральского государственного университета № 45 (304) 2012 Серия «Психология» Выпуск 19. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012.
  3. Захарова Г.И. Развитие коммуникативной компетентности педагогов как фактор обеспечения качества образования//Практическая психология образования ХХI века: психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. статей и материалов ХI-ой Всероссийской научно-практической конференции: под общ. ред. И.М.Ильичевой, Р.В. Ершовой. – Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013, 196 с.
  4. Захарова Г.И. О связи типа родительского отношения и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста// Наука ЮУрГУ: материалы 65-й научной конференции. Секции социально- гуманитарных наук. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Т. 2.– 256 с.
  5. Захарова Г.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях подростков с девиантным поведением// Наука ЮУрГУ: материалы 66-й научной конференции. Секции социально- гуманитарных наук. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – Т. 2.– 256 с.
  6. Захарова Г.И. О развитии конструктивной родительской позиции средством психологического тренинга//«Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов» (Москва, 8-10 апреля 2014 г.) Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2014. – 450 с.
  7. Захарова Г.И. О связи детско-родительских отношений и личностных особенностей старших дошкольников//От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 4/Отв. ред. Богоявленская Д.Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – 462 с. (С. 107-110.) Электронный ресурс: http://www.pirao.ru/images/news/2015/09/tom4.pdf
  8. Захарова Г.И. О связи типов родительского отношения с особенностями произвольной и нравственной сферы старших дошкольников // Развитие ребенка в семье, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С. А. Бурковой, Э. Б. Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 443 с.

Учебные пособия:

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми // Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.
  2. Семейное консультирование: Психология семейных и детско-родительских отношений. – Ч.1. // Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
  3. Тренинг как многофункциональный метод развития личности// Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014.

Выпускные квалификационные работы, защищенные под руководством Г.И.Захаровой

Всего защищено 68 дипломных работ и 12 магистерских диссертаций, за последние пять лет защищены следующие работы:

  • «Связь родительского отношения и уровня агрессивности у подростков»
  • «Гендерные особенности самоотношения и межличностных отношений в подростковом возрасте»
  • «Личностные особенности и межличностные отношения подростков, увлекающихся компьютерными играми»
  • «Связь особенностей родительского отношения и межличностных отношений в подростковом возрасте»
  • «Связь  родительского отношения с тревожностью младших подростков»
  • «Психологическая коррекция проявления агрессивности у старших подростков»
  • «Психологическая коррекция тревожности с учетом гендерных  различий»
  • «Связь ролевых ожиданий с удовлетворенностью браком на стадии «молодая семья с ребенком»
  • «Социально-психологические особенности многодетных матерей»
  • «Связь жизненных ценностей и стилей конфликтного поведения с удовлетворенностью браком молодых супругов»
  • «Связь копинг-стратегий с уровнем тревожности старших подростков»
  • «Особенности ролевых ожиданий и удовлетворенности браком на разных стадиях жизненного цикла семьи»
  •  «Коррекция самоотношения и межличностных отношений методами арт-терапии»
  • «Особенности самоактуализации и межличностных отношений у людей с разным типом привязанности»
  • «Особенности психоэмоциональной сферы потенциальных приемных родителей»
  •  «Особенности личности и межличностных отношений девиантных подростков»
  • «Особенности самоактуализации и удовлетворенности браком супругов с разным типом привязанности»
  • «Связь ролевых ожиданий с удовлетворенностью браком»

Публикации:

  1. О СВЯЗИ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Захарова Г.И.
    Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012.№ 45 (304). С. 60-63.
    Читать статью