ИНТЕРВЬЮ С ВЫПУСКНИКАМИ КАФЕДРЫ: ПСИХОЛОГ В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ.

Вернуться в раздел «Интервью»

Может ли психолог работать в крупных компаниях? Не просто может, он там жизненно необходим. Зайдите на любой портал с вакансиями (hh.ru, зарплата.ру, https://vakant.ru и т.п.) и Вы увидите, что многие должности в кадровых службах крупных компаний требуют психологического образования. Почему? Об этом нам рассказала выпускница кафедры психологии развития и возрастного консультирования 2005 года, а ныне — руководитель службы персонала в челябинском филиале одного из крупнейших мировых розничных операторов «Ашан», Власова Юлия. Беседовал, задавал вопросы и фиксировал ответы студент группы МБ-476 Александров Виктор.

А.В.: Какую должность занимаете?

В.Ю.: Руководитель отдела персонала.

А.В.: Как  Вы устроились на эту работу?

В.Ю.: Я начинала с должности психолога в школе, затем занимала  должность психолога в Управлении образования,  потом перешла в коммерческую структуру заняв позицию менеджера  по персоналу.

А.В.: С какими трудностями Вы столкнулись, когда пришли на эту работу?

В.Ю.: В целом, сложностей не было. Были новые задачи, для решения которых надо было что-то дополнительно прочитать, сходить на семинар, разобраться в нормативной документации. Это всегда интересно — смотреть на привычные вещи с новой стороны,  осваивать новые технологии и применять к ним имеющиеся профессиональные знания. Вот, у Вас сейчас, академический взгляд, а надо научиться смотреть с точки зрения практики, где Вы будете работать. Реальность – это компания с определенной структурой, историей, традициями. И Вам нужно понимать, как Вы в нее можете вписаться.

А.В.:  Какие плюсы и минусы работы в крупной международной компании? 

В.Ю.: Плюсы – это возможность в нашей компании стажироваться «с низов». Я пришла в компанию на должность руководителя, но прошла стажировку с торгового зала. Так как я руководитель отдела персонала, я должна понимать, насколько это тяжелый труд, чем живет линейный сотрудник. Я начинала с работы за кассой, выкладыванием товара, работала в ночное время, и это была не игра, это был путь к пониманию того, чем занимаются те люди, которыми я буду управлять. Прежде чем управлять, необходимо понять, с чем имеешь дело. Это японская система, в литературе она называется по разному, но чаще всего её называют «Змея», и она предусматривает последовательный переход с одной позиции  на другую, познание всего пути.

А.В.: Были ли интересные случаи в Вашей профессиональной деятельности?

В.Ю.: Да, всегда что-то происходит. Однажды мне необходимо было провести оценку персонала на предмет соответствия должностям. Я беседовала с девушкой кондитером и поняла, что у неё хороший потенциал, требующий дальнейшего развития. После диагностики её вызвали в мой кабинет. Она входит  расстроенная, волнуется, и говорит, что всех, кто был в моем кабинете, потом увольняют. Мы успокоили девушку,  наглядно, по видеозаписи,  показав, что увольняют  только  тех, кто нарушает технологию производства. Ситуация было урегулирована. На следующий день, рядом с моим кабинетом уже стояла толпа сотрудников, которые хотели дальнейшего развития. И нам пришлось внести изменения в нашу программу: мы первоначально хотели отправить нескольких сотрудников на учебу, но поскольку, количество желающих увеличилось, то нам пришлось найти  преподавателя,  и пригласить его к нам.

Вторая история связна с тем, как нас воспринимают. Когда я приехала в г. Н. Новгород,  я постоянно объясняла сотрудникам фирмы, у которых, в основном, среднее образование, где находится г. Челябинск, многие считали, что это в Сибири. Это происходило постоянно, на каждом тренинге. В день, когда в г. Челябинске упал метеорит, буквально через два часа после этого, каждый сотрудник магазина, а их около 500 человек, поняли, где находится г. Челябинск. Они стали по очереди заходить ко мне в кабинет, и спрашивать, действительно, ли в г. Челябинске такие разрушения.

А.В.: В чем заключаются Ваши основные функции на рабочем месте? 

В.Ю.: Я управляю работой кадровой службы. Я должна научить рекрутеров проводить тестирование. Они не всегда имеют психологическое образование, но должны провести диагностику претендента, и понять, впишется человек в компанию или нет. Для каждого новичка я должна найти наставника, который, выполняя свои основные обязанности, будет еще и обучать нового сотрудника. Важно видеть, способен ли будущий наставник к обучению, передаче знаний, будущий наставник должен быть лояльным в компании – это все я и должна понять. 

После того, как новый сотрудник адаптировался, он должен изучить потребности компании, должен изучить ассортимент товара, для этого новичку необходимы тренинги. Моя задача  — организовать работу «тренеров», которые будут проводить эти тренинги. В нашей компании тренингами занимаются менеджеры–руководители, которых надо обучить, и которые, только после обучения, сами смогут вести обучающие тренинги.  

Обучившись, сотрудник стремится к повышению по службе. Я должна составить программу развития под этого человека. Мне его надо изучить, понять, что он хочет от компании, и что компании нужно от него. По этой программе мне нужно развить человека до определенной ступени, потом, для его дальнейшего развития, мне необходимо «прикрепить» его к менеджеру, который будет заниматься дальнейшим его развитием. 

Когда человека обучили, он занял определенную должность, но, к примеру,  начинает постоянно болеть, необходимо выяснить причину. В этом поможет знание психосоматики, и мне необходимо понять, какие условия работы необходимо поменять данному человеку, чтобы он остался в нашей компании, ведь в данного работника были вложены силы и средства. 

Если работник все-таки увольняется, то он должен уйти без негатива. Есть сотрудники, которых не удовлетворяет заработная плата, и я, как работник отдела управления персоналом, должна понять можно ли изменить систему мотивации данному сотруднику, чтобы он получил большую заработную плату.

В работу отдела управления персоналом так же входит и организация мероприятий, поддерживающих хорошие отношения в коллективе, развивающие командный дух сотрудников.

А.В.: Каков Ваш график работы?

В.Ю.:  Мой график работы в «плавающий», суббота или воскресенье могут быть рабочими. Традиционно, в службе управления персоналом, рабочие дни с понедельника по пятницу.

А.В.: Как у Вас совмещается работа и личная жизнь?

В.Ю.: Когда я только пришла а компанию, то на работе «пропадала», что называется, 24/7. После того, как у меня появились дети, то приходится расставлять приоритеты, совмещать работу и дом, нужно успеть везде.

А.В.: Что дало Вам психологическое образование в личной жизни?

В.Ю.:  У меня трое детей — погодки. Дома, соответственно, «кавардак».   Психологическое образование мне помогает управляться с детьми, помогает  сохранять семью, находить компромиссы. Так, например, я  проживаю в г. Челябинске, и, при трудоустройстве на работу, компания мне предложила в течение трех лет пройти стажировку в г. Екатеринбурге, потом поработать в г. Н. Новгород. Психологическое образование помогло мне договориться с мужем. Мы уехали на время из г. Челябинска.

Много браков распадаются, а психологическое образование позволяет сохранить брак, рассмотрев ситуацию с разных точек зрения, найти лучшее решение, обсудить различные варианты.

Психологическое образование, я считаю, это базовое образование. В настоящее время существует тенденция получения двойного образования. И это правильно, ведь сегодня мало кто всю жизнь работает рамках одной профессии, а психологические знания позволяют посмотреть на то, что ты делаешь более рефлексивно, помогают лучше выстраивать отношения с работодателем и с коллегами и быть психологически более успешным.  Кроме того, многие молодые люди к окончанию школы еще не готовы сделать осознанный и самостоятельный выбор профессии. Они, таким образом, дают себе дополнительное время для самопознания и личностного развития. Психология, как раз, позволяет решить эти задачи. 

А.В.:  Какими качествами должен обладать человек, работающий на Вашей должности?

В.Ю.: У каждой компании есть свой идеальный уровень компетентности, которым должен обладать её сотрудник. То есть ты должен иметь  уровень, близкий к идеальному уровню для компании, в которой ты хочешь работать. Кроме того, сотрудник должен уметь управлять своей энергией, уметь управлять своим временем, чтобы к концу дня или концу года «не выгореть». Управлять временем – это уметь выполнить свою работу за  свой рабочий день.

А.В.: Каковы перспективы трудоустройства для сегодняшних выпускников-психологов?

В.Ю.: Просто получить диплом психолога — не достаточно для успешной карьеры. На момент прихода  на работу в компанию, молодой специалист должен иметь своё портфолио, в котором будут отражены его достижения успехи. Это характеризует его гораздо лучше любой рекомендации. Однако, важно понимать, что сначала ты идешь на начальную позицию,  стажируешься, нарабатываешь опыт, а потом получаешь должность, о которой мечтал. А возможности для трудоустройства на работу без опыта работы есть, в том числе и в нашей компании.

А.В.: Какова заработная плата сотрудника отдела персонала?

В.Ю.: Начальная, стартовая заработная плата менеджера отдела персонала по г.  Челябинску составляет 20 тыс руб. Сотрудники отдела персонала моей компании получают 25- 26 тыс руб.

А.В.: Каковы перспективы карьерного роста в той сфере, где Вы работаете?

В.Ю.: Наша компания активно развивается на российском рынке, поэтому кадровые изменения происходят постоянно. Если у тебя есть потенциал и ты его реализуешь, то продвижение по карьерной лестнице не заставит себя долго ждать. Однако, свой карьерный рост, ты выстраиваешь сам. Никто в компании заниматься тобой не будет, ты должен будешь делать все самостоятельно, то есть самостоятельно посещать дополнительные курсы, повышать свою квалификацию, самому искать способы своего роста.

А.В.: Каковы Ваши цели, мечты в профессиональном плане?

В.Ю.: На настоящий момент, моя цель – изучение английского языка, и получить уровень ++. Изучением английского языка я занимаюсь с преподавателем индивидуально, по скайпу.

А.В.: Ваши три совета выпускнику психологического факультета?

В.Ю.: Во первых, не бояться нового, не бояться перемен. Новое – это заниматься самообучением.  Во вторых, я бы посоветовала, ставить перед собой цели. Без цели, не будет развития, будешь оставаться на одном и том же уровне.  Третий совет – необходимо научиться управлять своим временем, должно хватать время не только на работу, но и на свою личную жизнь.

Записано 5 июля 2019 года. 


Вернуться в раздел «Интервью»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *