I.РЕГЛАМЕНТ ЭКЗАМЕНА МАГИСТРА
для абитуриентов направления 37.04.01 Психология,программа
“Психологическое консультирование”
Вступительный экзамен по профилю магистерской программы проводится в форме компьютерного тестирования для поступающих на бюджет и в форме собеседования для поступающих на контракт.
На решение тестовых заданий отводится 70 минут.
Оценка, полученная за прохождения теста составляет максимум – 100 баллов.
Результаты тестирования засчитываются как результаты собеседования для абитуриентов, не прошедших по конкурсу на бюджет и желающих принять участие в конкурсе на контрактной основе.
Минимальный балл для поступления в магистратуру (бюджет/контракт) – 30 баллов. Комиссия для вступительного экзамена формируется из состава преподавателей кафедры психологии управления и служебной деятельности и включает кандидатов и докторов наук.
Дата вступительных испытаний будет опубликована на официальном сайте Абитуриент ЮУрГУ в разделе Экзамены https://abit.susu.ru/exam/
II. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ В МАГИСТРАТУРУ
- Основы психологического консультирования
Понятие психологического консультирования, принципы, критерии результативности консультативного процесса. Отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи. Клиент и психолог в консультативном процессе. Этика и ответственность в психологическом консультировании. Обобщенная модель консультативного процесса. Основные этапы консультирования. Базовые навыки
психолога – консультанта: активное слушание, виды активного слушания в консультировании. Беседа как основная техника консультирования. Интервью как специфический вид беседы. Постановка вопросов в консультировании. Использование интерпретаций и конфронтаций в работе с клиентом.
Литература:
1.Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование. Теория и практика: учебник / Г. С. Абрамова. — Москва: Прометей, 2018. — 362 с. — ISBN 978-5-906879-71-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100855 (дата обращения: 30.04.2024).
2.Дрёмина, И. Е. Психологическое консультирование: учебник / И. Е. Дрёмина. — Йошкар-Ола: МарГУ, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-907466-56-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/288788 (дата обращения: 30.04.2024).
3.Капустин, С. А. Интегративный подход к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и психологического консультирования: монография / С. А. Капустин. — Москва: Когито-центр, 2022. — 259 с. — ISBN 978-5-89353-616-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/318995 (дата обращения: 30.04.2024).
4.Кочюнас, Р. Психологическое консультирование: учебное пособие / Р. Кочюнас. — 10-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-8291-2743-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132374 (дата обращения: 30.04.2024). Психотерапия и психологическое консультирование: учебно-методическое пособие /составитель Е. В. Некрасова. — Тольятти: ТГУ, 2020. — 61 с. — ISBN 978-5-8259-1510-— Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157033 (дата обращения: 30.04.2024)- Психология развития
Общая характеристика новорожденности и младенчества как кризисного периода в развитии. Кризис одного года, его причины и психологический смысл. Основные закономерности развития психики в раннем и дошкольном возрасте.
Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в раннем детстве. Кризис трех лет. Когнитивное развитие дошкольника. Возникновение социальных мотивов. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания. Основные закономерности развития психики в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Основные стадии адаптации ребенка к
школе. Особенности Я-концепции, рефлексии, самооценки.
Основные закономерности развития психики в подростковом и юношеском возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста. Эмоциональное развитие подростка. Развитие самосознания и образа «Я» подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование возраста. Переходный характер юношеского возраста.
Основные закономерности развития психики в зрелости. Общая характеристика зрелости. Соотнесение хронологического, психологического и социального возраста. Проблема кризисов зрелости: кризисы 30, 40 и 50-55 лет.
Период старения. Биологические и социальные факторы старения. Основные закономерности геронтогенеза. Особенности эволюционно-инволюционных процессов в геронтогенезе. Компенсаторные механизмы в период старения. Жизненная мудрость как основное личностное новообразование старости
Литература:
1.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 281 с.
2.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2022. – 944 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
3.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
4.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 275 с.
5.Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс»,– 316 с.
6.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 415 с.
7.Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 361 с.
8.Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 367 с. - Психодиагностика
История психодиагностики, перспективы ее развития; современное состояние психодиагностики; классификация психодиагностических методов; особенности применения для разных категорий клиентов; этические принципы психодиагностики; основные теоретико- методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования; алгоритм создания и адаптации методик; основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество – репрезентативность, надежность, валидность, достоверность; сферы применения психодиагностических методов.
- Психология развития
- Литература: 1.Анастази, А. Психологическое тестирование: 7-ое междунар. Издание / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2009. – 686 с. 2.Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов, 2-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.: ил. 3.Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч.: учебник для вузов / М. К. Акимова [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –341 с. https://urait.ru/bcode/472149 Фер, Р. М. Психометрика: Введение / Р. М. Фер, В. Р. Бакарак; пер. с англ. А. С. Науменко, А. Ю. Попова ; под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Психол. диагностика и консультирование; ЮУрГУ. – Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2010. – 412, [1] с. ил. Духновский, С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов / С.В. Духновский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 353 с. https://urait.ru/bcode/477524
- Дифференциальная психология
История дифференциальной психологии; принцип детерминации поведения; близнецовый метод: методы исследования в психологии; история изучения темперамента, основные подходы; акцентуации характера и акцентуации личности; теория Б.Г. Ананьева (субъект деятельности); концепция В.С. Мерлина (систематизирующий фактор).
Литература:
- Дифференциальная психология
- Либин, А.В. Дифференциальная психология: учебник для вузов / А.В. Либин. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 442 с.
2.Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учеб. пособие / С.К. Нартова- Бочавер . – 6-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2021 . – 281 с.
3.Авдиенко, Г.Ю. Дифференциальная психология: учебное пособие для вузов / Г.Ю. Авдиенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 178 с. - Виндекер, О.С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты: учебное пособие для вузов / О.С. Виндекер. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 75 с.
- Психология личности
Определение личности. Подходы к изучению личности в психологии. Методы изучения личности. Структура личности на основе концепции психологической триады Л.М. Веккера. Биологические основы личности. Психические основы личности. Социально-психологические основы личности. Развитие и формирование личности.
Литература:
1.Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16263-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/539622
2.Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности: учебник для вузов / О. П. Елисеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10962-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538770.
- Психология личности
3.Немов, Р. С. Общая психология. Психология личности: учебник и практикум для вузов /Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 940 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18331-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534799
4.Розин, В. М. Психология личности. История, методологические проблемы: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,— 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06636-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/540835.
5.Хьелл, Ларри А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии: / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер; Минск : Питер, 2019. – 606 с.: ил., табл.; 24 см. –(Мастера психологии)
Психология семьи
Семья как социально-психологический феномен. Роль и функции семьи в развитии личности и общества. Семья как система. Структура семьи. Функции семьи. Параметры семейной системы. Основные концепции теории семейных систем. Этапы развития семьи. Задачи и функции каждого этапа. Факторы риска в развитии семьи. Особенности современной семьи. Система семейных отношений, их специфика и взаимосвязи.
Супружеские отношения. Детско-родительские отношения. Сиблинговые отношения. Межпоколенческие отношения.
Литература:
Суслова Т.Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 343 с.
2.Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 488 с.
Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В.Андреева. – СПб, Издательство Питер, 2014. – 620 с.
4.Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. 4 издание, – СПб, Издательство Питер, (Серия Золотой Фонд Психотерапии), 2013. – 656 с.
Социально-психологический тренинг
Понятие социально-психологического тренинга, цели и задачи. принципы работы тренинговой группы: активность, исследовательская позиция, объективация поведения, партнерское общение. Основные парадигмы тренинга. Психологические особенности тренинговой группы: групповые нормы, групповая динамика, групповые роли. Групповые эффекты. Активные методы обучения в группе. Цикл Д. Колба как модель обучения взрослых на основе получения и анализа собственного опыта.
Литература:
1.Басманова Н.И. Тренинг командообразования: учебное пособие. – Королёв: МГОТУ,
Борисенкова П.А. Коучи, играйте с коучи! Методология коучинговой игры: монография. – Москва: Проспект, 2018. – 48 с.
3.Зарукина Н.А. [и др.] Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логвинова, М. М, Новик. –СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
4.Казначеева Н.Б., Карагачева М.В.Социально-психологический тренинг: учебное пособие. – Санкт-Петербург: ПГУПС, 2022. – 46 с.
5.Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011
6.Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг: учебное пособие. – Москва: Академический Проект, 2020. –165 с.
7.Петрушин С. Психологический тренинг в многочисленной группе: монография. – Москва: Академический Проект, 2022. – 479 с.
8.Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
9.Сидоренко Е. Технология тренерской работы. Книга для бизнес-тренеров // Издательство: Университет «Синергия». – 2020. – 320 с.
10.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – Москва: Генезис, 2018. – 332 с.