Образовательная программа по специальности «Психология служебной деятельности» включает в себя большое количество дисциплин, направленных фундаментальную и практическую подготовку к работе с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. И это не случайно!
Психологическая поддержка людей в кризисе, экстренная психологическая помощь, профилактика стрессовых расстройств — это наиболее востребованные направления работы психолога сегодня.
С чем сталкивается психолог, работающий в кризисном центре? Что помогает ему сохранять свое душевное здоровье и доброе отношение к людям, не зависимо от того, как они ведут себя в критической ситуации?
Об этом наш студент 4 курса, Виктор Александров расспрашивал заместителя директора Кризисного центра г. Челябинска, нашу выпускницу, Инну Лапшину.
А.В.: Добрый день, Инна Игоревна. Расскажите немного о себе.
И.Л.: Я с детства любила общение, у меня всегда было и сейчас есть много друзей. Мои первые тренинги происходили в детстве с игрушками, я их высаживала перед собой и с ними беседовала.
А.В.: Как Вы попали на эту работу?
И.Л.: Работу в кризисном центре я начала в 2012г, когда пришла работать волонтером. Мне понравилась эта работа, и директор учреждения, видя мою заинтересованность, предложила мне трудоустройство в школу приемных родителей. На тот момент мне было 24 года, работать приходилось с людьми достаточно взрослыми, которые решили усыновить ребенка. Приходилось преодолевать определенные трудности. Но, со временем, накопился большой опыт, появилась уверенность в своих силах, устанавливать контакт с самыми разными людьми теперь гораздо проще.
А.В.: Изменилось ли с течением времени Ваше отношение к работе?
И.Л.: Я всегда, как раньше, так и сейчас ответственно относилась к работе, и эта ответственность до настоящего времени не изменилась.
А.В.: Как называется Ваша должность в настоящее время?
И.Л.: Уже несколько лет я работаю в должности заместителя директора в одном из государственных учреждений: Муниципальное бюджетное управление социального обслуживания «Кризисный центр». Моя профессия – психолог, и именно моя профессия позволяет мне занимать должность заместителя директора.
А.В.: В чем заключается Ваша работа сегодня?
И.Л.: В кризисном центре я курирую 8 подразделений. Это, два телефона доверия (для детей и взрослых), службу экстренного реагирования, специалисты которой выезжают на адреса для оказания психологической помощи, консультативное отделение, отделение психологической диагностики и коррекции, организационно-методическое отделение и служба профилактики отказов от новорожденных детей.
А.В.: Какие Вы задачи решаете на своем рабочем месте?
И.Л.: На настоящий момент в мои обязанности входит планирование деятельности, контроль реализации этих планов, инновационная деятельность. Сейчас в центре активно разрабатываются различные социальные проекты, внедряемые в дальнейшем в практику.
А.В.: Какие трудности в работе у Вас возникают в настоящее время?
И.Л.: В настоящее время, у меня, как у руководителя, заместителя директора возникают проблемы с кадрами, так, заработная плата в бюджетной организации не большая, и молодые специалисты, активные и перспективные, зачастую уходят. Но, зато коллектив постоянно обновляется, приходят новые энергичные сотрудники, полные идей и энтузиазма.
А.В.: Какой у Вас сейчас график работы?
И.Л.: График работы – пятидневка, с 9 до 17.30, но иногда приходится выходить на работу в выходные и праздничные дни.
А.В.: Как сочетаются Ваш график работы и личная жизнь?
И.Л.: Так как работа очень напряженная и динамичная первые два года мне было трудно сочетать такой график работы с личной жизнью. Сейчас, через 5 лет моей работы, график работы и личная жизнь у меня хорошо совмещаются.
А.В.: Что дало Вам психологическое образование в личной жизни?
И.Л.: Психологическое образование в личной жизни мне дало много хорошего, и сложного. Знание каких-то психологических механизмов позволяет видеть глубже, понимать больше, понимать, насколько все сложно изменить. Я научилась анализировать собственный опыт. Присваивая и свои достижения, и свои неудачи, я становлюсь взрослее, и мне в этом помогает психология.
А.В.: Были ли интересные случаи в Вашей профессиональной деятельности?
И.Л.: Я начинала работу в школе приемных родителей, и как то набрали группу социально успешных родителей. На первых 4- 5 занятиях эта группа ко всему относилась настороженно, с сопротивлением. Но впоследствии мы познакомились ближе, лед стал таять, и, к 7-8 занятию, именно эта группа дала наиболее позитивную обратную связь. Именно они стали говорить, что такие школы нужны не только приемным родителям, но и всем тем, кто собирается стать родителями. Появилось новое направление работы
А.В.: Могли бы Вы рассказать о своей профессиональной мечте?
И.Л.: Я мечтаю о кабинете на берегу большой воды, где должно быть большое пространство для групповой терапии, мне нравится моя профессия, и я хочу чувствовать себя в ней уютно и комфортно.
А.В.: Трудно ли устроиться на работу в кризисный центр?
И.Л.: Такая возможность имеется. Периодически в центре появляются вакансии. Так, на настоящий момент, актуальна вакансия психолога на телефон доверия. Я сейчас занимаюсь поиском кандидатуры, которая должна соответствовать принятым в 2015-2016 годах изменениям, согласно которым, данные на данные должности должны приниматься специалисты с соответствующим высшим образованием и опытом работы. Опыт работы можно получить на волонтерских началах.
А.В.: Какова заработная плата?
И.Л.: Как правило, размещая вакансии указывается заработная плата от 15 тысяч руб. Однако, специалист в течение года может получать различные премии, надбавки. Итого, в среднем, заработная плата специалиста-психолога составляет 20-24 тысячи рублей.
А.В.: Каковы возможности карьерного роста и развития в профессиональном плане в Вашей организации?
И.Л.: Карьерный рост возможен, но это гарантировано не для всех. У нас ценят тех, молодых специалистов, которые проявляют свою инициативу, которые приносят какие то идеи, берут на себя ответственность и решают какие то задачи, а не те, кто отрабатывает на работе свои часы.
Всегда есть два варианта развития карьеры. Во-первых, в горизонтальном направлении, когда специалист перемещается из одного подразделения в другое, осваивая новые направления работы. Например, как начинающий специалист Вы пришли на телефон доверия, затем, набравшись опыта, выходящего за рамки телефонного консультирования, Вы можете переключиться на очное консультирование, либо получаете возможность проводить тренинги. Во-вторых, вертикальное развитие карьеры – это как получилось у меня, я пришла в центр простым специалистом, потом была назначена на должность заведующей отделением консультирования психологической практикой, а, затем, была назначена на должность заместителя директора.
А.В.: Какие три главные рекомендации Вы могли бы дать сегодняшним студентам-психологам?
И.Л.: Самое главное – это не терять интерес, развивать в себе умение из всего получать пользу. Любое обучение, любое знакомство, любое путешествие может стать точкой роста. Важно это умение в себе развивать, не обесценивать себя, и свой опыт – это будет помогать всегда, и в личных отношениях и в рабочих. На вторую ступеньку я бы поставила здоровые амбиции. Мы сами себе можем дать полную и самую правдивую оценку своей компетенции как профессионалу. Третье – это внутренняя критичность. Я, работая с человеком, и проводя консультацию, не всегда уверена в том, что моя рабочая гипотеза верна, я не знаю внутренний мир этого человека, не знаю его жизнь, опыт, и вот это не знание и не уверенность помогает мне в работе с этим человеком, помогает мне в личной жизни повстречаться с неопределенностью и нормально ее выдерживать.
Записано 5 июля 2019 года.