В Южно-Уральском государственном университете состоялся круглый стол с международным участием «Психолог в период пандемии COVID-19: Новые вызовы, проблемы, решения».
Уникальность сложившейся ситуации заключается в том, что пандемия коснулась практически всех сторон нашей жизни: работы, учебы, досуга, путешествий. Это не может не вызывать тревогу, раздражение, беспокойство.
В связи с этим возникает вопрос: каковы задачи психолога в период пандемии? Что он может сделать для себя, для других, для близких и для общества? На эти и другие вопросы отвечали спикеры круглого стола: эксперты в области медицины и психологии, в том числе академические партнеры факультета психологии, представители практической психологии и медицины из Республики Казахстан,студенты, изучающие психологию, школьники, которых интересует эта наука и поиски способов решения проблем, с которыми они столкнулись в своей повседневной и учебной жизни.
О проблемах и последствиях самоизоляции, пандемии, дистанционного обучения, а также о влиянии других стрессогенных факторов на психику старшеклассников и студентов рассуждали преподаватели, ученые и психологи факультета психологии Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Елена Рыльская, Светлана Морозова, Оксана Конева, Елена Гудкова, а также зарубежные партнеры: врач-психотерапевт, завотделом пограничных состояний Центра психического здоровья Костанайской области Светлана Романова и старший преподаватель кафедры психологии Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова Ольга Шорникова.
«За год жизни в ситуации пандемии мы привыкли ко многим вещам, – рассказала доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности Елена Гудкова. – Нас не удивляет необходимость носить маски в общественных местах, мы перестали относиться к симптомам новой болезни как к чему-то неизвестному и пугающему, просто самоизолируемся и выполняем рекомендации врачей. Однако люди продолжают болеть и умирать, а наш образ жизни никогда не будет таким, как раньше. В нем теперь есть удалённые работа и обучение, высокая доля ответственности за близких, находящихся в группе риска. Природа показала, что человек – не хозяин, а часть ее. Все это неизбежно повлияло на наше самосознание и на то, как развивается и работает наша психика. Уже сейчас мы сталкиваемся с множеством новых феноменов, требующих пристального изучения и разработки новых инструментов практической психологии, позволяющих решать принципиально новые задачи, стоящие перед психологами».
Опытом переживания психологических трудностей в процессе дистанционного обучения поделился с участниками круглого стола иностранный студентЮУрГУ, магистрант 2 курса Яро Абубакар, обучающийся по программе «Психологическое консультирование».
Старший преподаватель кафедры психологии Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова Роза Жангалиева и кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Казахского национального университета, психолог Республиканского научно-практического центра психического здоровья Сандугаш Кудайбергенова рассказали о направлениях и моделях психологической помощи населению в период пандемии.
Актуальные вопросы профилактики психологического неблагополучия были раскрыты в докладах преподавателей кафедры клинической психологии ВМБШ и практикующих клинических психологов Алены Астаевой и Анастасии Новохацки.
Студенты 5 курса, обучающиеся по специальности «Психология служебной деятельности», Егор Сырцов и Виктор Александров рассказали какие исследования по проблемам личности в период пандемии и самоизоляции проводятся на базе факультета психологии, что еще предстоит изучить.
На круглом столе также поднимался вопрос о том, как школьники могут участвовать в научных исследованиях и практических разработках факультета психологии ЮУрГУ. В обсуждении приняли активное участие заведующие всех кафедр факультета психологии и заместитель руководителя регионального Центра поддержки одаренных детей «Курчатов Центр» Анатолий Кузнецов.
«Несмотря на все трудности, вставшие перед человечеством в целом и психологами в частности, мы можем утверждать, что период неопределенности и нестабильности предоставляет наиболее благоприятную возможность для поиска и актуализации психологических ресурсов жизнеспособности и стрессоустойчивости человека и персонала организаций, позволяет выстраивать внутренние системы координат и сохранять субъективное благополучие даже в непростых ситуациях вызовов и рисков», – отметила декан факультета психологии ЮУрГУ Елена Рыльская.